История декупажа, или волшебство своими руками
22.05.2012Иногда самые красивые вещи вещи быает проще всего сделать. Стоит только узнать несколько секретов или простые приемы техники, и вы уже становитесь дизайнером и творцом. Немного истории и интересных фактов об одной из таких техник – декупаж.
Декупаж (от французского «decouper» – вырезать) – это декорирование любого предмета путем наклеивания вырезанных изображений из бумаги или ткани с последующим нанесением лака. Проще говоря – это аппликация, но особенная – покрытая лаком, поэтому мастерски выполненный декупаж, выглядит как роспись или инкрустация и производит на зрителя эффект нарисованной картины. Подвергать декупажу можно все, что угодно: мебель, посуду, кашпо, абажуры, елочные игрушки, музыкальные инструменты, сотовые телефоны. Это отличный способ превратить обыкновенный предмет в шедевр.
Китайский след
Несмотря на французское название, техника декупажа впервые была применена в Китае. Уже в 12 веке китайцы придумали, как без особых затрат преобразить интерьер. Из тонкой красочной бумаги они вырезали изящные аппликации и украшали ими все на свете: фонари, окна, двери, шкатулки, коробочки. Иногда к этому добавлялась тесьма и разные надписи, призывающие в дом удачу. Историки полагают, что декупаж в Китай принесли сибирские кочевники, которые для своих аппликаций использовали войлок – вырезанные из него узоры и фигурки украшали многие предметы, найденные археологами в их гробницах.
Техника вырезания иллюстраций или полос из бумаги с декоративными целями встречается и в средневековой Европе – монахи-переписчики таким образом украшали свои манускрипты. К концу XV века относятся упоминания об использовании вырезанных из бумаги картинок для украшения мебели в Германии.
А вот в Поднебесной существовала традиция ручной росписи мебели. На предварительно очищенную поверхность наносился контур рисунка, затем он покрывался масляной краской и окончательно закреплялся лаком, что придавало изделию законченный вид и помогало надолго сохранить изображение. Другой художественной техникой, представленной на парадной китайской мебели, была интарсия – (выпуклость, рельефность) которая отличалась от европейской тем, что вставки немного выступали над поверхностью. Для инкрустации, кроме цветной древесины, китайцы использовали слоновую кость, панцирь черепахи, рог, перламутр, раковины, полудрагоценные камни и металл.
Венецианские имитаторы
Первое упоминание о китайских лаках встречается у Марко Поло в 13 веке. Путешественник рассказывал о чудесной мебели, инкрустированной фольгой и перламутром, о волшебных шкатулках, украшенных натуралистичными изображениями цветов и птиц. Но ему мало кто верил. И только триста лет спустя, во второй половине 16 века, когда с Китаем наладились прочные торговые связи, восточные лаки – предметы мебели, шкатулки, пюпитры, рамы для зеркал, ширмы – начали проникать в западноевропейские страны. Они так поразили европейцев своей красотой, легкостью и прочностью, нечувствительностью к спиртам и кислотам, что о лаке заговорили, как о колдовском материале, хотя это был всего-навсего млечный сок «лакового» дерева сумах.
Вскоре китайские лаки сделались настолько популярными, что спрос на них стал резко превышать предложение. И тогда кому-то из венецианских краснодеревщиков пришла в голову гениальная идея наклеить на мебель картинку «в восточном стиле» и покрыть ее лаком, то есть, попросту говоря, сделать подделку. В 17-м веке Венеция, а следом за ней французские, английские и немецкие мебельные мануфактуры стали искусно копировать китайскую и японскую расписную мебель. Мастера нанимали учеников живописцев, чтобы те перерисовывали на бумагу различные сюжеты восточной живописи. Затем перерисованные фрагменты аккуратно вырезались и наклеивались на слой свежего лака. После высыхания все изделие еще раз покрывалось лаком, но уже таким множеством слоев, что граница между деревом и наклейкой переставала ощущаться. Путем такой аппликации мебельщики так искусно имитировали дорогие восточные инкрустации, что они пользовались не меньшим спросом, чем китайские оригиналы, а вот стоили значительно дешевле. В Италии такие имитации получили название Arte povera («искусство бедных»), а сами мебельщики называли свои работы - «lacca contrafatta» (фальшивый лак). Интересно, что в наши дни эти венецианские подделки хранятся в лучших музеях мира и стоят уже баснословных денег.
Женскими ручками
В дальнейшем свою лепту в искусство декупажа внесли представительницы прекрасного пола. Причем, это занятие пользовалось популярностью как у простолюдинок, так и у аристократок. Пробовали свои силы в искусстве декупажа мадам Помпадур и французская королева Мария-Антуанетта. Правда, интересы дам, при этом, не простирались дальше мелких объектов. Вместо декорирования мебели они украшали дамские мелочи: шляпные коробки, шкатулки, веера, зонтики и туалетные принадлежности. Для композиций использовались пастельные рисунки и акварели, в основном сентиментальные мотивы в виде цветов (безусловной фавориткой была роза), пасторальных сценок и фигурок ангелов. Иногда барышни прибегали к репродукциям работ таких художников как Буше, Ватто и Пиллемана, у которых были созданы целые серии картин на «китайскую» тему в европейском прочтении. Их остроумные изображения танцующих китайских фигурок, хрупких мостиков, декоративных пагод и экзотических деревьев украшали ширмы, каминные экраны, музыкальные инструменты, болванки для париков в будуарах многих великосветских красавиц.
О том как Англию охватил «декупажный» бум читайте в нашей следующей статье История декупажа, или тонкости мастерства.
Вам также может быть интересно Мастер-класс по декупажу: поднос «Осенняя листва»
Вам также может быть интересно Мастер-класс по декупажу: кружевной ларец своими руками
Вам также может быть интересно Мастер-класс по декупажу: нарядная лейка
- Теги:
- Количество показов: 4413
- Автор: Белова Нина
- Рубрика: декупаж, история и традиции, декупаж
Проголосовать: |
Голосов: 9 Рейтинг: 4.11
|
Комментарии:
Комментировать материалы могут только участники Клуба. Если вы уже являетесь участником Клуба - авторизуйтесь.