Многослойные миры Доаны Васконселос
31.07.2012Ажурное вязание крючком как… приём высокого искусства? Именно так можно и нужно использовать привычные «бабушкины» узоры, утверждает португальская художница Джоан Васконселос.
«Я намеренно уничтожаю границу между «высоким» и «низким» искусством. И использование вязаных мотивов мне очень помогает в этом. Восприятие подобного рода вещей зависит от уровня культуры зрителя. Обычно ситуация разворачивается так. Человек видит мою работу и думает примерно следующее: «О, как это похоже на салфеточки, которые вязала моя бабушка!» Потом он думает: «Да, но это же китч, это же дурной тон. И все же мне нравится это, потому что мне это знакомо. Это есть у меня дома, но сейчас я увидел это в совершенно в другом ракурсе… Так что же тут плохого?».
Использование вязаных мотивов в эстетике Джоаны – это возможность придать вещам необычный ракурс, подчеркнуть в них доселе неизведанное и, напротив, спрятать привычное и банальное. Вязаные «наряды», которыми Джоана одевает рояли, скульптуры и фигурки животных, придают всему «женскость» и «одомашнивают» вещи, придают этим предметам «высокого» искусства простоту и приземлённость. И напротив, обвязанные Джоан футбольные ворота, писсуары и умывальники становятся менее утилитарными и прозаическими...
«В своих работах я, если можно так сказать, руководствуюсь социальным аспектом. Скажем, некоторые вещи традиционно в глазах общества принадлежат богатым людям или относятся к «высокой культуре» (рояль или классические скульптуры – тому пример). А вязаные предметы и тем более салфетки – есть в любом доме. Соединяя два этих предмета, я делаю их более универсальными. Тем более что вязание само по себе универсально и интернационально, им занимаются люди по всему миру. Конечно, различаются узоры, цвета, но вязание само по себе – это буквально язык мира».
Основа обвязанных арт-объектов Джоаны – многослойность. Первоначальное впечатление от объекта сменяется все более и более детальным. И если поначалу, скажем, скульптуру зритель и воспринимает как скульптуру, то с изменением расстояния или угла зрения он всё больше подпадает под магию тонкого вязаного кружева и мозаики узоров. «Я думаю, это один из немногих способов задержать зрителя у объекта, заставить его подумать над увиденным. Ведь сейчас в музее никто не проводит у объекта больше 30 секунд, в музей ходят, как в магазин, и чтобы завладеть вниманием зрителей, нужно приложить много усилий», – говорит Джоана.
Работы Джоаны Васконселос сейчас можно увидеть на выставке в Лиссабоне, а в ноябре 2009 – в Пальма де Майорка. Планируется, что выставка продлится до февраля 2010 года.
- Теги:
- Количество показов: 1510
- Автор: журнал «Лена рукоделие»
- Рубрика: вязание крючком, мода и дизайнеры
Проголосовать: |
Голосов: 1 Рейтинг: 5
|
Комментарии:
Комментировать материалы могут только участники Клуба. Если вы уже являетесь участником Клуба - авторизуйтесь.