Общение, творчество, практика, все для рукодельниц!
Войти Первый раз здесь? Присоединяйтесь!







Искусство батика: воск, ткань и фантазия – история и разновидности батика

05.10.2015

Многовековая история батика породила разные его виды: горячий, холодный, солевой эффект, свободная роспись, техника сибори и бандан. Давайте поговорим о каждой методике и технике батика подробнее.

Горячий батик – классика жанра

Слово «горячий» в названии традиционной методики батика использовано не просто так – ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск (парафин, стеарин или их смесь).

Резервирующий состав наносится на ткань оригинальным инструментом, который называется чантинг. Он похож на крошечную медную лейку, прикрепленную к деревянной ручке. Когда идет процесс нанесения рисунка, резервирующий состав должен всегда находиться в отдельной емкости на водяной бане в растопленном виде, так как его нужно периодически зачерпывать чантингом и затем достаточно быстрыми и уверенными движениями наносить рисунок на ткань через тонкий носик инструмента.

Чантинг бывает и с несколькими носиками, чтобы наносить параллельные линии. Обращение с чантингом требует большой ловкости и аккуратности – ведь одно неверное движение, и вся работа может пойти насмарку. Резерв может наноситься на всю плоскость, на фон, на контуры рисунка. Затем выполняется окрашивание ткани при помощи кисти, распылителя или поролоновых тампонов. Окрашивание может быть поверхностным, но чаще всего батик полностью погружается в краску. Чем сложнее орнамент, тем больше усилий требуется для изготовления батика. Порой ткань приходится погружать в чан с краской до 20 раз! После окрашивания резерв необходимо удалить. Для этого ткань комкают, чтобы засохший парафин начал осыпаться, а его остатки удаляют, проглаживая батик через газету.

батик, горячий батик, батиковая ткань, холодный батик, солевой эффект, техника сибори, узелковый батик, техника свободой росписи батика

Результат стоит затраченных трудов. Хорошо прокрашенная батиковая ткань имеет одинаково четкий узор с обеих сторон, не выгорает на солнце, не линяет при стирке и даже сохраняет неповторимый аромат.

Подробнее о технологии создания батика с помощью чатинга и историю батика
вы можете прочитать в статье Батик: рисование горячим воском

Холодный батик – европейское изобретение

Холодный батик – это суррогатное изобретение европейских мастеров. Появление в Европе восточных тканей привело к увлечению ручной росписью тканей. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной вид росписи: холодный резерв и другие приемы окрашивания.

Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва – изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Техника холодного батика похожа на горячий, но она немного проще и безопаснее, так как не нужно ничего плавить. Резервирующие составы для холодной техники продаются в готовом виде и уже готовы к применению. Технику холодного батика применяют в основном на шелке или шифоне, хотя возможно использовать и другие ткани.

батик, горячий батик, батиковая ткань, холодный батик, солевой эффект, техника сибори, узелковый батик, техника свободой росписи батика

В технике холодного батика используют краски на основе анилина. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. Состав наносят на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого расписывают изделие. Краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампонами. Наличие обязательного цветного контура придает рисунку графический характер.

батик, горячий батик, батиковая ткань, холодный батик, солевой эффект, техника сибори, узелковый батик, техника свободой росписи батика

Солевой эффект в батике – соли много не бывает

Необычные эффекты батика дает солевая техника. В основном применяется крупная и средняя соль (пищевая либо соль для ванн без красителей и добавок). Окрашенную ткань сразу же посыпают солью и дают высохнуть, после чего соль просто стряхивают. В зависимости от того, какое количество соли рассыпано по ткани, получаются причудливые, порой даже неожиданные, эффекты вплоть до полного выбеливания отдельных участков.

батик, горячий батик, батиковая ткань, холодный батик, солевой эффект, техника сибори, узелковый батик, техника свободой росписи батика

Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты – в результате окраска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные в зависимости от влажности, состава краски и особенностей самой соли. Результат зависит, в частности, от зернистости соли, то есть величины ее кристаллов. Предугадать итог работы в этой технике практически невозможно, поэтому сколько раз вы примените эту технику, столько новых открытий сделаете для себя.


На заметку

  • Мелкая соль на влажном шелке создаст изящную структуру рисунка, многочисленные, близко расположенные друг к другу относительно темные участки пигментных скоплений.
  • Крупная соль дает узоры с четкими цветовыми смещениям.


Техника сибори – связать и окрасить!

Технику сибори еще называют складной техникой, так как при окрашивании этим способом ткань складывается определенным образом. Эта техника имеет японские корни, поэтому способы складывания ткани перекликаются с самым любимым японцами видом искусства – оригами, складыванием бумаги.


Историческая справка

Самый ранний пример окрашивания ткани в технике сибори в Японии восходит к восьмому веку, когда в окрашивании одежды стали использовать краситель индиго. Сложенная ткань окуналась в кипящий красящий раствор и кипятилась около получаса. После остывания, полоскания и просушки получался узор, похожий на картинку из калейдоскопа. В переводе с японского «сибори-дзом» означает окрашивание связыванием.


Существует бесконечное количество способов заматывания, сложения, складывания, сжатия, оборачивания ткани для сибори, и каждый дает неповторимый результат. В технике араси сибори ткань заворачивается вокруг палки или цилиндрического предмета, и тогда узоры на ней будут располагаться по диагонали. Техника кумо сибари предполагает скручивание и обвязывание неокрашенной части ткани вокруг круглого предмета – камня или гальки. После окраски получается округлая конструкция, напоминающая паука. При итаджими сибори ткань окрашивают в форме. Ее складывают гармошкой и помещают между двумя деревянными брусками, или другими плоскими предметами, и связывают в нескольких местах веревкой. В зависимости от складывания тканей и расположения стяжек узор бесконечно варьируется.

батик, горячий батик, батиковая ткань, холодный батик, солевой эффект, техника сибори, узелковый батик, техника свободой росписи батика

Узелок к узелку, или «узелковый батик»

Техника узелкового батика – бандан – была известна еще в древние времена в странах Востока. Применение этой техники предусматривает завязывание на окрашиваемой ткани различных узелков (беспорядочно или с соблюдением некоего рисунка), поэтому эту технику называют также узелковой.

Здесь фантазия не ограничивается, узелки можно вязать где угодно и как угодно, подкладывая под ткань можно пуговицы, бусинки, шарики, камешки. Главное, чтобы предмет не боялся высокой температуры, потому что перевязанный нитками, он будет кипятиться в воде с красящим раствором.

Батик в технике «бандан», пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов – техника «планги» – был распространен в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости». Для выполнения узелкового батика самой удобной является тонкая хлопчатобумажная ткань, возможно использование вискозы и шелка.

Свободный художник – техника свободной росписи батика

Техника свободной росписи близка к акварельной живописи. Здесь возможны мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы, роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность, свойственную ручному труду.

Свободная роспись по тканям из натурального шелка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Последний используется только в том случае если надо провести границу между цветами.


Свободную роспись можно производить как по сухой, так и по влажной ткани, но при этом следует помнить, что перетекание одного цвета в другой должно быть очень плавным, только тогда образуются изумительные цветовые сочетания.


В росписи по сырому необычно красивый эффект плавного перетекания одной краски в другую создает иллюзию воздушности.

Свободная акварельная роспись по сухой ткани основана на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Так как солевой раствор ограничивает растекаемость краски по ткани, можно работать свободными мазками. Краска наносится кисточкой, валиком через трафарет или при помощи штампов. Большими возможностями в создании интересного эффекта в росписи обладает аэрограф (распылитель). При работе этим прибором на поверхности ткани получаются тонкие, словно тающие в тумане, силуэтные изображения.

батик, горячий батик, батиковая ткань, холодный батик, солевой эффект, техника сибори, узелковый батик, техника свободой росписи батика

Больше узнать об истории батика, посмотреть мастер-классы и создать батик своими руками вы можете на сайте ModnoeRukodelie.ru

Проголосовать:   
   Голосов: 4 Рейтинг: 5

Комментарии:

Комментировать материалы могут только участники Клуба. Если вы уже являетесь участником Клуба - авторизуйтесь.


Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted.