Общение, творчество, практика, все для рукодельниц!
Войти Первый раз здесь? Присоединяйтесь!







Славянская вышивка

15.07.2010

Русская народная вышивка ярко отражает духовную жизнь народа, его культуру и верования. Основное значение любой вышивки на одежде и предметах быта в древности — прежде всего охранительное, а уж затем декоративное.

Знаки и символы

Вышитые узоры и рисунки, сохранившиеся до нашего времени и которыми мы с удовольствием любуемся, составлялись из понятных и простых элементов, каждый из которых имел своё особенное значение: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду, вертикальная линия символизировала дождь.

Одно из главных мест в славянской культуре занимали символы огня и солнца, их изображали в виде квадрата, ромба, круглых розеток, крестиков или свастики (вращающееся светило).

Наряду с геометрическим орнаментом присутствовали и традиционные сюжеты с женской фигурой – олицетворение Матери-земли. Её сопровождали птицы и кони – эти персонажи неразрывно связаны с культом неба и солнца и весеннего плодородия земли.


Звери и птицы

Изображения птиц и водоплавающих, которых вышивали мастерицы, носили не столько декоративный характер, сколько выступали в качестве оберегов. Эти знаки вбирали в себя множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца, сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, соотносился и с женским началом – с образом матери, охраняющей своих птенцов, трудолюбивой хозяйки.

С образом птиц в народе было связано представление о свете и тепле. Например, на вышивках можно увидеть Жар-птицу – это солнышко, а птички поменьше (их называли павами) – лучики вокруг солнца. Изображение павы всегда было в профиль, с поднятым крылом и огромным хвостом. Эта птица являлась символом счастья и любви. Вообще, пара вышитых птиц (лебедей, уточек, аистов) или животных олицетворяла любовь и гармонию в семье. Довольно часто использовалось и изображение петуха или павлина в тамбурной, строчевой вышивке: на концах полотенец, подолах рубах.


Священный конь

Образ коня – это древний знак, связанный с культом солнца. Славяне представляли солнце в виде золотого коня, бегущего по небу, и наделяли его божественной силой. Фигуру коня можно увидеть в разных видах народного творчества: роспись, резьба, лепка, вышивка. Детские люльки и ковши, свистульки и узорные пряники, и даже конёк, венчающий крышу деревянного дома, – всё это знаки Солнца, под защитой которого находилась крестьянская семья. Рыжие и белые кони считались у наших предков посланниками света, тепла и всяческого блага.

Вышивка с изображением коня особенно часто встречается на полотенцах, ведь именно полотенца участвовали во всех важнейших русских обрядах – от свадебного до похоронного. Вышитые сюжеты с мотивом коня многообразны. Например, кони-птицы или кони, расположенные по сторонам женской фигуры или цветущего дерева и несущие на себе всадника. Женщина олицетворяла плодородие, дерево сливалось с образом Древа жизни – символа вечной живой природы, конь же воплощал образ небесного светила.

Часто встречаются двуликие кони и даже четырёхкратное изображение коней, символизирующее четыре стороны света. Это один из наиболее характерных сюжетов для вышивки женской одежды – повторяющиеся мотивы отдельных конских голов, порой просто в виде закорючки. Их располагали в основном узоре: в вышивке головных уборов или по краю орнаментальной полосы.


Красный-прекрасный

Вышивка у славян в ранний период выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Он символизировал красоту и силу, это цвет огня и крови. Оттенки красного очень разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный...

В вышивку женской одежды вносили чёрный цвет – цвет Матери-земли – как защиту от бесплодия. Мужчинам же часто для оберега был нужен синий или зелёный – синий цвет защищал от гибельных стихий, зелёный – от ран. В более поздних по времени вышивках уже появляются яркие красочные сочетания, смешение цветов.


Детская вышивка

Обережная вышивка для детей была родительской. Прежде всего потому, что малышам шили одежду из старых вещей матери или отца, уже расшитую и сохранившую защитную родительскую силу. Считали, что она убережёт ребёнка от дурного глаза, порчи, несчастий и бед.

Когда дети подрастали, им шили свою одежду. На понёве девочки вышивали древесные орнаменты по вороту, подолу и рукавам. Мальчиков охраняли символы огня, солнца, изображения тотемных животных и колокольчики-бубенчики. Изображались на детской одежде символы рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, символы ремёсел. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.


Вам также может быть интересно «Стилистическое создание образа» "Все для ателье, шитья и рукоделия" на сайте ModaNews.ru

Проголосовать:   
   Голосов: 17 Рейтинг: 3.94

Комментарии:

Комментировать материалы могут только участники Клуба. Если вы уже являетесь участником Клуба - авторизуйтесь.


Contact our mail department if you are desperate to get blacklisted.